Какие существуют вызовы для высшего образования (в Казахстане?)
Вызов №1: как подготовить студентов для профессий будущего?
«65% детей поступающих в школу сегодня, по окончании школы будут работать в профессиях, которые еще не существуют» - Мировой экономический форум World Economic Forum
Вызов №2: отсутствие связи между образованием и потребностями работодателей в Казахстане
С одной стороны, высокий уровень безработицы или неполной занятости после окончания учебы - - - - - С другой, компаниям сложно найти квалифицированных специалистов
Вызов №3: цифровая экономика сейчас и в будущем
Урок коронавирусного кризиса: рынок цифровых услуг может расти несмотря на ограничения (и благодаря им)
«Сотни миллионов новых рабочих мест будут созданы в цифровой экономике в ближайшие 5 лет» (McKinsey)
«1/3 ВВП Китая производится в цифровой экономике» (4,7 триллиона долларов в год) (Alibaba)
«Растущий спрос на «дополнительные навыки ИКТ» = работа в технологически богатой среде» (OECD)
Вызов №4: онлайн обучение - это часть любого обучения
Коронавирусный урок №1: Онлайн обучение - это больше, чем просто размещение материалов и заданий в Интренете или проведение вебинаров
Коронавирусный урок №2:
Подавляющее большинство школ, колледжей и университетов были и остаются не готовы к
онлайн обучению (не только в Казахстане!)
Смешанное обучение (сочетание обучения онлайн и очного обучения) станет «новой нормой»
Вызов №5: Отсутствие в Казахстане высококачественного высшего образования ориентированного на навыки
Университеты дают слишком теоретические и устаревшие знания
Колледжи низкого качества, на практике не признаваемые компаниями для должностей начального уровня
Отсутствие университетов прикладных наук, ориентированных на профессионально-технические программы в качестве альтернативы общеуниверситетским программам
Ответы на вопрос «как справиться с данными вызовами?»
Решение № 1: фокус на передаваемые навыки
Дополнительные навыки в области ИКТ:
цифровая грамотность и счет
программирование
устранение неполадок
Профессиональные социальные навыки:
постановка целей
сотрудничество
коммуникация
Личные навыки:
критическое мышление
решение проблем
инициативность
гибкость
Языковые навыки (знание различных языков)
Решение №2: фокус на современные навыки
-1-
Постоянный вклад в навыки необходиме компаниям для поддержания образовательных программ в актуальном состоянии
-2-
Введение микро-стажировок наряду с стажировками в заключительном году обучения
-3-
Интеграция профессиональных квалификаций и сертификатов в образовательные программы
Разрабатывать и предлагать новые программы и курсы для подготовки специалистов, необходимых в цифровой экономике
-2-
Перестройка существующих программ и курсов с целью включения навыков, необходимых для работы в среде насыщенной ИКТ
-3-
Интегрировать модули из компаний в сфере цифровой экономики в образовательные программы
Решение №4: Внедрение онлайн обучения в любые формы обучения
Разработать e-learning портал в качестве основной точки доступа для обучения с широким спектром ресурсов для всех курсов (проекты, видео, игры, самопроверки, общение и обратная связь между учителем и учеником, и т.д.)
Внедрить смешанное обучение и переключение аудитории для оптимизации обучения в классе
В США 25% студентов университетов проходят полные либо смешанные онлайн-курсы, в Казахстане лишь 5%
Решение №5: Создать университеты прикладных наук и новые колледжи
Сосредоточиться на современных технических, профессиональных и передаваемых навыках
Брать пример и сотрудничать с лучшими международными университетами прикладных наук и колледжами
Образовательные программы разработанные и реализованные в сотрудничестве с Казахстанскими и международными компаниями
Международные стандарты качества через программы образовательного франчайзинга
«Более 700 000 студентов обучаются по Британским программам за пределами Великобритании» (The Economist)